Уголовная ответственность за неуплату налогов

17.07.2018

Принципы привлечения сотрудников предприятия к ответственности

Служащие организации-налогоплательщика (организации плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК РФ как пособники данного преступления (ч.5 ст. 33 УК РФ), умышленно содействовавшие его совершению;

К участникам данного вида преступления могут быть отнесены: руководитель компании, главный бухгалтер, лица, исполняющие обязанности руководителя, иные лица, причастные к сокрытию денежных средств. 

Особо крупным размером для привлечения к уголовной ответственности считается сокрытие налогов номиналом 2 миллиона рублей и более...

Ключевые принципы привлечения налогоплательшика к ответственности:

  • Обвиняемое лицо не обязано доказывать факт своей невиновности, так как это считается задачей налоговых органов.
  • Ни ИП, ни организация не может привлекаться повторно при совершении налогового правонарушения.
  • Факт привлечения к ответу виновных лиц не отменяет необходимости уплаты первоначальной суммы налога.
  • Наказание за неуплату налогов не может применяться по отношению к обвиняемому лицу, если его вина в совершении данного противоправного деяния не доказана.
  • Если ответственность уже возложена на организацию, её должностные лица не освобождаются от уголовной или любой другой законодательно предусмотренной ответственности при наличии на то соответствующих оснований.

Обстоятельства, исключающие привлечение юридического лица к ответственности за неуплату налогов

Неуплата налогов, как и любой другой вид правонарушений, может сопровождаться наличием дополнительных обстоятельств, оказывающих непосредственное влияние на процесс привлечения организации к ответственности за содеянное. Они используются налоговой инспекцией или судебными органами для принятия решения о применении тех или иных налоговых санкций. Различают исключающие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

В соответствии с НК РФ неплательщик налога не может быть привлечён к ответственности, если его действия сопровождаются наличием как минимум одного пункта из перечня исключающих вину обстоятельств:

  • Отсутствует как таковое событие правонарушения. В данной ситуации это неуплата или неполная уплата налога.
  • В осуществлённых деяниях отсутствует вина. Последняя может быть исключена, если неоплата или задержка произошли по следующим причинам:
    1. Из-за наступления форс-мажорных обстоятельств, в том числе стихийных бедствий.
    2. В связи с болезнью, в результате которой руководитель или сотрудник предприятия не мог контролировать свои действия.
    3. При выполнении им письменных разъяснений уполномоченного налогового органа, касающихся порядка расчёта, уплаты налога или других вопросов.
    4. Ввиду наступления иных обстоятельств, которые могут быть использованы для этих целей.
  • Законодательно установленные сроки для привлечения виновного лица к ответственности истекли. Этот период определяет ст. 113 НК РФ. Он составляет 3 года. Началом отсчёта считается день, следующий за датой завершения налогового периода, в котором была образована недоимка. Например, когда имеет место неуплата земельного налога для физических лиц, в качестве такого дня рассматривается 2 ноября.

Наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств

Такие обстоятельства также оказывают влияние на процесс принятия решения по вопросам применения тех или иных налоговых санкций. Согласно действующему налоговому законодательству, смягчающими ответственность за неуплату налогов признаются следующие события, спровоцировавшие совершение правонарушения:

  • Стечение тяжёлых личных или семейных обстоятельств.
  • Наличие угрозы, давления, принуждения со стороны, которые могут быть вызваны материальной или служебной зависимостью.
  • Любые другие обстоятельства, которые впоследствии признаются уполномоченными на принятие решений органами смягчающими.

Отягчающее обстоятельство только одно — это повторное нарушение налогового законодательства таким же образом. При этом обязательным считается факт наложения ответственности за первичное правонарушение. В обратном случае более поздний по срокам случай не может быть признан с этой точки зрения вторичным. Следует уточнить и другие условия признания того или иного события таковым. Они следующие:

  • Аналогичность совершённых правонарушений. При этом не имеется в виду абсолютное совпадение деяний. Существуют дополнительные разновидности ситуаций, которые могут быть рассмотрены:
  • Применение одного и того же пункта одной статьи НК РФ с различиями в обстоятельствах.
  • Пункты статьи не совпадают, но правонарушения одинаковы.
  • Фактор времени. Ст. 112 НК РФ определяет срок, на протяжении которого виновное лицо считается находящимся под действием налоговой санкции. Это период длиной в 12 месяцев с момента принятия решения судебным или налоговым органом. Бывают ситуации, когда ответственность за неуплату налогов, произошедшую повторно, наступает раньше, чем за первичную. Важно, что любое повторное правонарушение, вне зависимости от времени применения санкций за его осуществление, не может рассматриваться в качестве отягчающего обстоятельства при рассмотрении дела в отношении первичного.

По одному и тому же разбирательству по неуплате налогов могут быть использованы оба варианта. Степень влияния каждого из них на процедуру применения налоговых санкций в отношении неплательщика законодательно не определена. Поэтому учёт смягчающих и отягчающих обстоятельств в каждом конкретном случае производится по усмотрению судебного или налогового органа.

Каких действий можно ожидать от налоговых органов?

Неуплата налогов ИП, организацией или гражданином в установленные сроки должна привлечь внимание налоговой службы. При обнаружении этого факта порядок действий уполномоченных органов будет следующим:

  1. В адрес организации направляется письмо с требованием погашения задолженности, где также обозначаются сроки внесения оплаты, её сумма, санкции, которые будут применены при неисполнении обязательств. Здесь крайне важен факт получения документа.
  2. Если никакой реакции не последовало, уполномоченные налоговые органы могут переходить к взысканию сумм налога и пени собственными силами. Это осуществляется за счёт денежных средств, хранящихся на банковских счетах, имущества, прав требования (дебиторской задолженности) должника, начиная с самых ликвидных. Если имеющихся на счетах денег недостаточно для погашения задолженности (недоимки, пеней, штрафов), производится арест, а затем и реализация арестованного имущества.
  3. Когда имеют место недоимки большого размера, налоговая инспекция в обязательном порядке должна направить все имеющиеся у неё материалы на рассмотрение органов внутренних дел. Они, в свою очередь, могут завести уголовное дело, в результате чего устанавливается ответственность за содеянное. Неуплата налогов физическим лицом редко приводит к применению таких санкций, поскольку образование крупных недоимок присуще в основном организациям.

Каким образом можно оспорить решение налоговых органов?

Каждый налогоплательщик, не согласный с решением налоговой инспекции или суда, объектом которого является неуплата налогов, имеет право на обжалование, если считает, что его права были каким-либо образом нарушены. Порядок этой процедуры предусмотрен действующим законодательством. Своё несогласие по поводу актов и решений налоговых органов можно выразить путём подачи жалоб в вышестоящий орган налоговой службы либо суд.

Организации и ИП для защиты своих прав могут обратиться с иском в арбитражный суд, а прочие физические лица — в суд общей юрисдикции. Все судебные разбирательства происходят в установленном порядке.

Что касается обращения в вышестоящие налоговые органы, то основной документ здесь — письменная жалоба со всеми обосновывающими её содержание документами. Она должна быть направлена туда не позднее, чем через три месяца с того момента, когда налогоплательщиком было или должно было быть обнаружено нарушение своих прав.

Если сроки подачи нарушены по уважительной причине, существует возможность их восстановления по усмотрению вышестоящего налогового органа. Налогоплательщик имеет возможность направить повторную жалобу, кроме тех случаев, когда первая была отозвана им по письменному заявлению до принятия по ней какого-либо решения. Обращение рассматривается вышестоящим органом налоговой инспекции в течение месяца, после чего выносится решение, которое может как изменить или отменить ранее принятое, так и оставить жалобу без удовлетворения.

Возможно Вас также заинтересует следующее:

Чтобы узнать всю интересующую информацию, обращайтесь по телефону или электронной почте.

Смотрите также
Назад к списку