Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая 7 воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.
В силу подпункта 2 пункта 1 той же статьи допустимо использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.
Такое использование не было совмещено с иллюстрированием изданий, радио- и телепередач, звуко- и видеозаписей учебного характера; фотографии использованы на сайте ответчика, используемом в том числе для распространению рекламы, что исключает соответствие такого использования предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ критериям допустимого свободного использования произведений в информационных, научных, учебных или культурных целях.
В данном случае имеет место именно использование фотографий в качестве иллюстраций, то есть в качестве дополнительного материала, усиливающего восприятие читателя.
Отсутствие спорных фотографий в «обзорах блогосферы» не может сказываться на информационной составляющей таких обзоров, тогда как цитата является неотъемлемой частью произведения, то есть не может быть изъята из такого произведения без значительного причинения ему ущерба и искажения смысла.
По тем же причинам — ввиду абстрактности —неправомерно ссылаться на норму пункта 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Как указывалось выше, закон (статья 1274 ГК РФ) допускает свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях, при условии соблюдения определенных условий.